В наше время значительная часть
населения планеты не представляет своей жизни без персональных
компьютеров, позволяющих пользоваться интернетом, писать и получать
электронные письма, хранить информацию, слушать музыку, смотреть кино,
редактировать фотографии и решать другие задачи. Многие также пользуются
более "продвинутыми" электронными устройствами - ноутбуками,
планшетными компьютерами и смартфонами - позволяющими выполнять те же
функции "на ходу".
Все эти аппараты ведут свою родословную с
пресс-конференции, состоявшейся ровно 30 лет назад в роскошном
нью-йоркском отеле "Уолдорф Астория". 12 августа 1981 года американская
компания "Интернэшнл бизнес машинс" /IBM, "Ай- би-эм"/ представила свой
персональный компьютер - IBM PC /Personal Computer/ модели 5150. С виду
этот бежевый пластмассовый "ящик" не представлял ничего особенного:
прямоугольный системный блок с гнездами для магнитных дискет не мог
похвастаться красивым дизайном. Детище инженеров "Ай-би-эм" не было даже
первым ПК: компании "Эппл" /Apple/, "Атари" /Atari/, "Коммодор"
/Commodore/ к тому времени уже создали его предшественников - так
называемые микрокомпьютеры. Но именно с 5150-го началась революция в
индустрии персональных компьютеров, изменившая то, как мы работаем,
общаемся и отдыхаем.
Революционным стал подход к
производству: для сокращения отставания от конкурентов и уменьшения
затрат на создание ПК "айбиэмовцы" стали использовать комплектующие
разных поставщиков. В частности, микропроцессор был позаимствован у
компании "Интел", а операционную систему /MS DOS/ разработала компания
"Майкрософт". Это помогло разработать совершенно новый ПК в рекордные
для того времени 12 месяцев и снизить его стоимость с процессором 4,77
МГц и памятью 16 килобайт до 1,5 тыс долларов. Внедренную "Ай-би-эм"
технологию сборки компьютеров впоследствии взяли на вооружение и другие
компании: уже через два года на рынке появился "клон" PC 5150
производства хьюстонской компании "Компак компьютер" /Compaq Computer/.
В течение пяти лет "Ай-би-эм"
планировала продать около 250 тыс компьютеров. Однако дело пошло в 60
раз быстрее: только за первый месяц было продано более 240 тыс ПК. В
базовый комплект входили также клавиатура и цветной графический адаптер.
За дополнительную плату можно было приобрести монитор, принтер, дискеты
и память. Стремительному росту продаж в немалой степени способствовала
оригинальная реклама PC 5150, изображавшая Чарли Чаплина за работой на
современной компьютерной машине. Таким образом "Ай-би-эм" хотела донести
до потребителей идею о том, что "освоить" ее новый ПК может каждый.
С тех пор компьютерная индустрия
претерпела значительные изменения, о чем свидетельствует тот факт, что
сама "Ай-би-эм" ушла с рынка персональных компьютеров, сосредоточившись,
в частности, на разработке программного обеспечения. В 2005 году свой
бизнес по производству ПК "Ай-би-эм" продала китайскому производителю
"Леново" /Lenovo/, фактически признав, что лучшие дни рынка персональных
компьютеров остались в прошлом.
Как отметил в посвященной нынешнему
юбилею заметке в своем блоге один из инженеров-разработчиков PC 5150, а
ныне глава территориального подразделения "Ай-би-эм" по Ближнему Востоку
и Африке Марк Дин, персональные компьютеры следуют дорогой печатных
машинок, виниловых пластинок и электронно- лучевых трубок. "Не могу
сказать, что ПК умерли, но очевидно, что этот рынок не растет так, как
другие технологии", - отметил Дин, признавшись, что главным компьютером
для него сейчас является "планшетник".
Сегодня большая часть роста рынка
высоких технологий приходится на мобильные устройства. Возможности
смартфонов и "планшетников" значительно превзошли возможности
оригинального PC 515: они позволяют владельцам выполнять функции,
которые еще совсем недавно считались прерогативой исключительно
настольных компьютеров.
источник itar-tass
|