Ученые впервые обнаружили, что даже младенцы возрастом менее года
понимают принципы силы и подчиненности, на которых основана социальная
иерархия, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Science в пятницу.
Группа психологов под руководством Сьюзан Кэри (Susan Carey) из
Гарвардского университета после ряда экспериментов пришла к выводу, что
человек может быть от рождения "запрограммирован" на понимание разницы в
силе между людьми, что помогает младенцу ориентироваться в устройстве
общества.
Предыдущие работы на тему восприимчивости младенцев к происходящему
вокруг, показали, что уже в 10 месяцев ребенок способен различать типы
социальных взаимодействий между людьми и определять, имеет ли место
конфликтная ситуация, помогают ли люди друг другу, или кто-либо пытается
помешать своему конкуренту.
В своей работе Кэри и её коллеги провели новую серию экспериментов,
чтобы выявить способность младенцев понимать проявления социального
доминирования и подчиненности. В ходе эксперимента 144 младенца,
возрастом от 8 до 16 месяцев, сидя на коленях у своих матерей, изучали
события, которые разворачивались на экране монитора. Ученые с помощью
мультипликационных фильмов моделировали конфликтные ситуации между
людьми.
В качестве моделей выступали прямоугольные блоки, наделенные
человеческими признаками - глазами и ртом - которые двигались по экрану
из одного конца в другой. Использование простых фигур, а не изображений
человека, по мнению ученых, позволило сконцентрировать внимание
младенцев на сути происходящего, не отвлекая их второстепенными
деталями.
Сначала по экрану слева направо продвигался большой блок, в следующем
ролике ему навстречу выдвигался маленький, встречаясь в центре экрана,
блоки останавливались друг напротив друга, моделируя социальный
конфликт. Дальше ситуация могла развиваться двумя способами - вперед
продвигался один из блоков, тогда как второй ему уступал.
Если уступал маленький блок, то после окончания ролика младенцы
продолжали внимательно наблюдать за экраном еще около одной-двух секунд,
после чего переключались на что-либо еще в комнате. Если же в конфликте
побеждал маленький блок, то младенцы продолжали смотреть на экран ещё
пять-десять секунд после окончания ролика.
Ученые полагают, что это является результатом неожиданного для
младенцев исхода, когда доминирующий в конфликте объект уступает
сопернику. Это подразумевает наличие каких-то дополнительных причин,
которые дети и пытаются уловить, наблюдая за экраном дополнительное
время.
Важность социального характера наблюдаемого младенцами конфликта
ученые выявили в серии дополнительных экспериментов, когда блоков лишили
человеческих атрибутов (глаз и рта). В этом случае разница во времени
наблюдения в случае различных исходов исчезла. При этом эксперименты с
младенцами 4-6 месяцев не давали аналогичных результатов. Ученые пришли к
выводу, что способность различать доминирующую и подчиненную сторону в
конфликте появляется у детей в возрасте 8-10 месяцев.
"Одной из основных задач науки о человеческом сознании является
понимание истоков богатых возможностей мозга для построения абстрактных
концепций наблюдаемых явлений. Определение исходного состояния,
предметно-изобразительных способностей младенцев, является частью этой
задачи. Наша работа показывает, что младенцы практически с рождения
обладают возможностью абстрактно воспринимать проявления окружающего их
социального мира", - приводит слова Кэри пресс-служба университета.
источник rian.ru
|