Государство планирует начать
процесс «вымывания» старых телевизоров. Это значит, что правительство
намерено подготовить законопроект, запрещающий производить в России или
ввозить в страну старые модели телевизоров, не поддерживающие цифровое
ТВ. Цель ясна — Россия хочет скорее перейти от аналогового вещания к
цифровому. Временные рамки — 2015 год или немного позже.
Но
готовы ли к цифровому телевидению сами россияне, вещательные каналы и
вся необходимая техника в стране? Оказывается, не все так просто и
понятно. Об этом в интервью газете «Взгляд» поведал руководитель
информационно-аналитического центра, советник президента НАТ Владимир
Лившиц.
Законопроект, касающийся аналоговых
телевизоров, намерены принять уже к концу текущего года. Прежде всего,
это делается потому, что страна готовится к переходу на национальное
цифровое вещание. Владимир Лившиц рассказывает о том, как идет
подготовка к этому событию в 22 субъектах страны: «Внедрение цифрового
вещания сейчас идет полным ходом, в том числе в Сибири и на Дальнем
Востоке. К концу 2011 года „цифрой" могут быть охвачены 43 млн человек
на территории 41 субъекта».
Пока еще ведется и
аналоговое вещание. У многих российских семей старые телевизоры, и
сигналы нового стандарта они принимать просто не смогут. Чиновники
уверяют, что государство прекратит трансляцию для аналоговых ТВ, когда
95% российских семей будут иметь цифровые телевизоры или специальные
приставки. Но оказывается, обычные люди не спешат закупать новые
телевизоры. Многие даже не знают, что за перемены грядут.
В
этом Лившиц видит проблему. С одной стороны, приказать людям менять
свою старую технику на новую, никто не может. Прекратить аналоговое
вещание, пока во многих домах стоят старые телевизоры — тоже нельзя. По
идее, люди должны приходить к этому сознательно и покупать хотя бы
специальные приставки, которые стоят от 1,5–2 тыс. руб. Но перед этим
желательна какая-то информационно- разъяснительная работа о внедрении
цифрового ТВ, на которую тоже предусмотрены деньги.
Вторая
немаловажная проблема — готовность вещательных сетей в регионах и то,
каким образом региональные компании будут доносить свою информацию до
зрителей, если они не попадут в специальный пакет каналов — мультиплекс.
Главная загвоздка, как показывает газета, — это не соответствие
технической базы, содержательной части и объемов собственного вещания
тем требованиям, которые выдвигает НАТ для всех телеканалов.
«Самая
главная проблема региональных каналов — это наличие определенных
объемов собственного вещания, — объясняет Лившиц. — Большинство
региональных каналов имеют от часа до четырех часов собственного
вещания. С таким объемом они в мультиплекс не попадут».
По
словам чиновника, из 2000 региональных каналов только 50 могут
рассчитывать на попадание в мультиплекс. Остальным, когда аналоговое
вещание прекратится, придется решать свои проблемы в духе ответа на
вопрос «есть ли жизнь за пределами цифровых мультиплексов». Лившиц
уверяет, что она есть: это спутниковое, кабельное, интернет-ТВ и вещание
через широкополосный доступ.
Попасть в пакет
мультиплекса каналам тоже не так-то просто, да и не дешево. На
подключение к цифровому вещанию сегодня есть «конкурс», желающих больше,
чем выделено мест. Точной стоимости подключения пока не называют, но
ориентировочно подключить один канал, чтобы он распространялся в
мультиплексе на всю Россию стоит порядка 750 млн рублей. «Если канал
будет использовать сетевое партнерство и возможности региональных
компаний, то это будет другая сумма, несколько, ниже», — уверяет
Владимир Лившиц.
Региональным компаниям предстоят
оплачивать распространения сигнала на территории субъекта Федерации,
причем, по прогнозам специалистов, цифровое вещание будет дешевле
аналогового почти в два раза.
В заключение Владимир Лившиц
соглашается, что работа пока может быть выстроена не совсем
последовательно. Деньги тратятся на внедрение цифрового ТВ, но перед
этим не проведен полный мониторинг, насколько вообще страна к нему
готова: «Непонятны две вещи. Во-первых, почему мы не проводим мониторинг
готовности регионов, а он должен учитывать три обстоятельства:
готовность сетей, вещателей и самих телезрителей. Во-вторых, нам также
не очень понятно, почему в полном объеме не развивается
информационно-разъяснительная кампания, средства на которую
предусмотрены бюджетом федеральной целевой программы». Но работа будет
вестись дальше.
источник „Труд"