Ученые из США и Швейцарии разработали полимер, повреждения на котором
под воздействием ультрафиолетового излучения полностью "заживают" за
минуту, что позволит в будущем "лечить" ультрафиолетом царапины на
автомобилях, пишут американские ученые в статье, которая будет
опубликована в четверг.
Группа под руководством Кристофа Ведера (Christoph Weder) из
Западного резервного университета Кейза (Огайо, США) получила полимерные
соединения, в которых процесс "заживления" активизируется
ультрафиолетовым излучением. В большинстве аналогичных разработок, пишут
ученые, для устранения повреждения материал приходится нагревать.
"Молекулярная структура этих материалов позволяет им изменять свои
свойства под действием большой дозы ультрафиолетового излучения", -
сказал профессор Ведер, чьи слова приводит пресс-служба университета. "Традиционные" полимеры состоят из длинных молекул, похожих на
цепочки из тысяч атомов. В новом соединении ученые использовали
технологию супрамолекулярной сборки, когда более короткие молекулы
соединяются в цепочки нужной длины "клеем" из ионов металлов.
Такой полимер в обычных условиях ведет себя так
же, как и "традиционные" соединения. Однако под воздействием
ультрафиолета цепочки "расклеиваются", температура растет, и вязкость
полимера снижается - он становится более жидким. Повреждения его
поверхности исчезают, а затем, когда воздействие ультрафиолета
прекращается, полимер вновь затвердевает.
Синтезировав полимеры с различными видами "клея" - из ионов цинка и
лантана, ученые получили пленки толщиной около 350-400 микрометров. С
помощью бритвы они оставляли на пленках царапины глубиной до 70% от
толщины пленки, на которые светили ультрафиолетовыми лампами с длиной
волны 320-390 нанометров и потоком излучения 950 милливатт на квадратный
сантиметр. Для сравнения, мощность излучения ламп солярия не должна
превышать 1 милливатт на на квадратный сантиметр.
Как отмечается в статье, для "заживления" оказалось достаточно
локального воздействия ультрафиолета в течение примерно 60 секунд,
поэтому теоретически объекты с таким покрытием можно ремонтировать и под
нагрузкой, не останавливая их работу. Кроме того, повреждения на одном и
том же участке можно устранять несколько раз, при этом его
характеристики не меняются.
Следующим шагом в исследовании, по словам ученых, будет создание
покрытия на основе нового полимера, пригодного для практического
использования. Новые соединения могут найти применение, например, в
лакокрасочных покрытиях для мебели и техники, в том числе и автомобилей.
источник rian.ru
|