Освоение космоса принесло в
повседневную жизнь массу новинок, которые на сегодняшний день уже
воспринимаются как обыденные. Одна из них - система глобальной
навигационной связи. Российский ГЛОНАСС, по мнению специалистов, точнее
американской GPS. Однако пока зарубежный аналог выигрывает по цене
Дедушка современного навигатора в карман
не влезет, да и на лобовом стекле смотреться будет странно. Модель
тридцатилетней давности. Экскурсия по институту радионавигации и
времени, что на машине времени путешествие. Прибор всё уменьшался и
уменьшался, а возможности всё росли и росли.
"Пользуясь сотовым телефоном, вы не
задумываетесь о том, что это ГЛОНАСС, пользуясь кредитной картой, вы не
задумываетесь, что банковские операции осуществляются с использованием
ГЛОНАСС. Произошла стыковка космического корабля "Альфа" с "Гагариным" и
там тоже стоит ГЛОНАСС", - говорит Олег Осипов, главный инженер ОАО
"Российский институт радионавигации и времени".
Настоящий технический интернационал.
Робот японский, финский, немецкий трудятся над производством российского
гаджета с на половину американской начинкой. Непримиримые конкуренты, и
всё таки они вместе.
Взаимоотношения двух держав в сфере
навигации всегда напоминали гонки, причём с препятствиями. На время
операции "Буря в пустыне" заокеанские военные поменяли все коды для GPS.
В результате, сотни тысяч людей по всему миру, на суше и на воде, в
одну секунду перестали понимать куда двигаться. Тогда стало понятно,
зависеть лучше только от своих спутников.
Военные российские навигаторы западным
аналогам ни в чём не уступают. Такими же, согласно замыслу, должны быть и
приборы на каждый день. Это первая партия карманных ГЛОНАССов. Каждый
проверяют вручную. На фоне державных колоколов, на крыше института
инженеры запускают национальную гордость.
"В России есть места, в которых GPS
работает плохо. ГЛОНАСС покрывает всю территорию полностью", - объясняет
Константин Петров, инженер ОАО "Российский институт радионавигации и
времени".
Разницу между двумя системами можно
заметить и в Петербурге. Таксист Михаил Ставров всю жизнь за рулём. А
это инженер Петров, большую часть времени в лабораториях проводит.
Сейчас они будут навигаторами мериться.
По широким улицам и проспектам спутники
ведут одинаково уверенно. Однако если дом находится в, так называемом,
кармане, неладное первым чует ГЛОНАСС. GPS уверен, что мы движемся по
Наличной улице и формально прав, но детали его не интересуют. Между тем
именно в деталях видит водительскую истину таксист Ставров.
"Есть такие карманы, что если
промахнёшься то надо будет километр ехать до разворота и в этот же
карман заезжать. Это время. А для таксиста, время — деньги", - говорит
Михаил Ставров, водитель такси.
Точность - вежливость петербургских
разработчиков. Понятно, что всего несколько метров, понятно, что мелочь.
А ведь всё равно приятно. Российский прибор показывает, что мы
находимся, собственно там, где находимся, а американский спутник
говорит, что стоим на проезжей части.
Пока основное преимущество GPS-приборов
заключается в цене. Их навигаторы давно поставлены на поток, и
собираются в Азии, ГЛОНАСС-технику делают в России, чуть ли не штучно, а
следовательно дорого. Готовы ли потребители переплачивать за
сверхточность, и сколько действительно стоит навигационный патриотизм,
покажут ближайшие месяцы.
источник vesti.ru
|