На конференции NewSpace 2010 бывший астронавт Франклин
Чанг-Диас объявил о том, что он уже договорился с НАСА об испытании в
2014 году своего прототипа магнитоплазменного реактивного двигателя
VF-200 на МКС. Если придуманная им концепция окажется успешной, это
позволит сократить время перелета на Марс до 39 дней.
Пилотируемой миссии к Марсу предстоит решить
огромное количество проблем. Одна из самых сложных - длительное время
путешествия. За год полета к Красной планете и еще один - обратно
космонавт рискует получить необратимые изменения организма. Космическое
излучение, дистрофия мышц, психологические проблемы - все это является
реальной угрозой человеческой жизням, миссии и самой идее межпланетных
перелетов. Пока биологи бьются над проблемой на своем поле боя, инженеры
предлагают очевидный выход – создать быстрый корабль, который доставит
людей с Земли на Марс и обратно в кратчайшие сроки. В настоящее время
самая быстрая траектория предполагает перелет к Марсу за шесть месяцев.
Бывший астронавт Франклин Чанг-Диас планирует сократить это время до
фантастических 39 дней.
Его концепция предусматривает использование магнитоплазменного
реактивного двигателя с переменным импульсом (VASIMR) и ядерного
бортового реактора мощностью 200 мегаватт.
VASIMR использует пару радиоантенн для ионизации и разогрева газов
(например, аргона) и ускорения реактивной струи с помощью силовых линий
магнитного поля. В отличие от обычных химических ракетных двигателей
VASIMR развивает меньшую тягу. Однако по сравнению с распространенным
ионными ракетными двигателями он должен обладать довольно большим
удельным импульсом - до 30000 секунд - и скоростью истечения реактивной
струи до 300 км/с. Двигатель также способен регулировать тягу, он
сравнительно конструктивно прост и компактен и использует очень высокие
уровни энергии, измеряемые мегаваттами. Благодаря этому VASIMR может
обеспечить в десятки раз большую тягу, при условии наличия подходящего
источника электроэнергии. VASIMR также может непрерывно работать в
течение нескольких дней или недель и потребляет мало топлива, что
позволяет разогнать корабль до больших скоростей, а потом так же
затормозить его. Это сокращает продолжительность миссии на Марс почти в
пять раз.
Однако у концепции есть и серьезные недостатки. Прежде всего, это не
очень большая полезная нагрузка, поскольку малый импульс двигателя
медленно разгоняет массивный корабль. Чем тяжелее корабль – тем дольше
миссия. Эта проблема частично снимается тем, что полет продлится не
очень долго, и космонавтам не потребуется много воздуха, воды и пищи.
Также можно снять вопрос массы, заранее разместив на орбите Марса
беспилотные грузовые корабли, оборудованные стыковочными узлами, которые
смогут обеспечить экипаж всем необходимым для выполнения миссии.
Но самый главный вопрос - это источник энергии. Для быстрого перемещения
по солнечной системе Чанг-Диасу потребуется генератор мощностью не
менее 200 Мвт. Для сравнения: каждый из 4-х энергоблоков Ленинградской
АЭС имеет мощность 1000 МВт. Естественно, на солнечные батареи
рассчитывать не приходится. Единственный вариант – ядерный реактор.
Однако самый мощный космический ядерный реактор ТОПАЗ в СССР выдавал 10
киловатт и имел показатель удельной мощности (альфа) 100 килограммов на
киловатт. В свое время НАСА для отмененной ныне программы Prometheus
хотело получить показатель удельной мощности до 65 кг/кВт. И
руководитель этой программы считает, что вряд ли при современных
технологиях возможен космический реактор с показателями 20 кг/кВт.
Однако VASIMR-у и кораблю марсианской миссии массой около 600 тонн нужна
альфа 1 кг/кВт. Многие специалисты считают это фантастикой. Надо
отметить, что у современных корабельных коммерческих реакторов этот
показатель 54 кг/кВт. У атомных субмарин альфа лучше – около 45 кг/кВт.
Но даже эти технически совершенные машины далеки от требуемого уровня
технологии VASIMR. При мощности 200 Мвт космический реактор должен
весить около 4 тонн, в то время как самые современные реакторы атомных
субмарин схожей мощности весят около или более 10 тонн.
Тем не менее, Франклин Чанг-Диас не просто так взялся за испытания
своего двигателя. Перспективы создания компактного реактора весьма
хорошие.
В 2003 году студенты Массачусетского технологического института
предложили проект компактного солевого ядерного реактора на быстрых
нейтронах с альфой менее 3 кг/кВт. Их проектный образец имеет мощность 4
Мвт, вес ядра - всего 185 кг, а размеры - 20X20X20 см.
Еще один интересный вариант - это представленный в начале этого
года проект миниреактора компании Hyperion, масштабное производство
которого начнется в 2013 году. Это компактный реактор размером 1,5х2,5
метра, мощностью 25Мвт и альфой 2 кг/кВт.
Также весьма перспективны для космоса ториевые реакторы Карло Руббиа. В
них ядерная реакция запускается при помощи ускорителя частиц, что делает
реактор компактным, абсолютно безопасным и не требующим тяжелого
экранирования. Широкое внедрение этой технологии "запланировано" на
2025-2030 годы.
Таким образом Франклин Чанг-Диас не поторопился, а лишь предвидел
развитие технологий в области создания компактных ядерных источников
питания. Объединение VASIMR с малогабаритным мощным ядерным реактором
подарит человечеству всю солнечную систему и сделает путешествие к
ближайшим планетам таким же "обыденным" занятием, как полеты на орбиту
Земли сегодня.
источникhttp://rnd.cnews.ru/
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ОБЗОРЫ,СТАТЬИ
|