Что будет, если ТВ-пульты научатся идентифицировать пользователей.
Журнал New Scientist пишет, что специалисты из лаборатории Intel Labs и
Университета штата Аризона усовершенствовали телевизионный пульт
дистанционного управления. Они встроили в него датчики движения, которые
позволяют максимально точно идентифицировать пользователя. Показания
встроенного в пульт акселерометра считываются каждые 100 наносекунд. Таким образом, за одну секунду положение пульта в руке будет измеряться
10 миллионов раз. Тестовые испытания показали, что инновационный пульт
верно определяет владельца с вероятностью от 60 до 90 процентов.
Разработчики
пульта пока осторожно анонсируют лишь самые простые возможности
пользовательского идентификатора. Например, такой пульт позволит
устанавливать различные настройки для доступа к телевизору: формировать
индивидуальный набор каналов или блокировать к ним доступ.
Однако
потенциал у такого изобретения куда больше, чем может показаться на
первый взгляд. Пульт-идентификатор (независимо от того, какая технология
определения пользователей в будущем станет рыночным стандартом)
совершит революцию на телевизионном рынке.
Возможность в «прямом
эфире» следить за зрительским поведением – давняя мечта
медиафутуристов, но на предыдущем этапе технологического развития
телевидения она была не столь актуальна. С оценкой телесмотрения пока
справляется «пипл-метрия», хотя ее репрезентативность давно и серьезно
критикуют.
В России «пипл-метры» (приборы, которые фиксируют
информацию о телесмотрении в семье и передают статистику в компанию,
организующую измерения) охватывают 4500 человек. Такая выборка адекватна
нынешнему «одностороннему» телевидению. Реагируя на рейтинги, каналы
корректируют эфирную сетку, заменяют телепрограммы и ведущих, по
результатам рейтингов (низких или хороших) происходят кадровые
перестановки в телекомпаниях и формируются рекламные бюджеты. Связь
потребителя и производителя есть, но это связь не прямая: телевидение
реагирует на сигналы аудитории так, как посчитает нужным, руководствуясь
исключительно принципами рыночной целесообразности. Это не плохо и не
хорошо, это объективные обстоятельства. Да, «пипл-метрия» не может
показать реальную картину, которой бы доверяли все, но альтернативы ей
нет.
Телевидение будущего – причем, будущего уже довольно
близкого – это телевидение двустороннее. Эта новая модель – не прихоть
телевизионных менеджеров (они как раз, может быть, хотели бы сохранить
нынешние правила игры), а результат технологического развития. Про это
уже сказано и написано очень много. Телевидение переходит на «цифру».
Эволюция технологии меняет телевизионный рынок как качественно, так и
количественно. В разы увеличивается число каналов, в разы увеличивается
выбор. Выбор становится более управляемым. Интерактивность – то, без
чего цифровое телевидение немыслимо – определит новую степень
взаимодействия зрителей и телеканалов. Рейтинги останутся, но теперь
потребитель сможет управлять происходящим на экране не только через
узкую группу «выборщиков» с «пипл-метрами».
Остается только
фантазировать, как новая модель будет реализована на практике. Впрочем, в
Intel Labs уже примерно понимают, куда двигаться дальше. Сейчас пульт,
разработанный специалистами лаборатории, взаимодействует только с
устройством – телевизором. Следующий этап – интеграция пульта с
системами поставщиков контента. Пульт идентифицирует пользователя (с
помощью датчика движения, голосовой команды или сканера отпечатков
пальцев) и передает информацию автоматизированной системе управления
цифрового канала.
Дальше начинают работать сервисы. Во-первых,
мечтают в Intel, проанализировав интересы пользователя, система
автоматически начнет формировать ему эфирную сетку каналов, исходя из
его предыдущих предпочтений. Во-вторых, появится телевизионная
таргетированная реклама, ориентированная на конкретных зрителей.
Наконец, в третьих, каналы получат дополнительный источник информации о
телесмотрении.
А в дальнейшем, в случае массового
распространения технологии, пульт нового поколения просто заменит
существующие «пипл-метры». Ведь массовые измерения экономически
обоснованны только в том случае, если параллельно с ними технология
предоставляет пользователям дополнительные функции. «Пипл-метрия» в
результате становится дополнительным элементом, о котором пользователь
даже может и не знать. Остается проблема точности измерения:
идентификатор не сможет автоматически определить пол и возраст человека.
Но она, видимо, будет решаться предварительной регистрацией
пользователя в телевизионной системе.
Но самое главное –
оборудование. Понятно, что от тестовых экспериментов до промышленного
производства, массовых продаж и интеграции новых систем пройдет
много-много лет. Медлительность и консерватизм производителей
оборудования, нежелание телеканалов стимулировать этот рынок – пожалуй,
вот что может сдержать реализацию фантазий американских разработчиков.