Множество различных орбитальных и спускаемых аппаратов в течение
последних трех десятилетий «дразнят» ученых намеками о воде и возможном
существовании жизни на Марсе. Однако ограниченные возможности зондов не
позволяют заглянуть в самые интересные труднодоступные уголки Красной
планеты. Американский ученый Джоэл Левин (Joel Levine) предлагает
использовать для изучения Марса небольшой беспилотный самолет, который
стал бы хорошим компромиссом между орбитальным аппаратом и марсоходом.
Джоэл Левин собрал команду из 250 человек. Общими усилиями они
построили и испытали прототип самолета ARES и готовятся к следующему
тендеру НАСА по изучению Марса. ARES имеет длину 5 м, размах крыльев около 6,5 м и сделан из легких
углеродных композиционных материалов. Аппарат может складываться в
аэродинамическую упаковку, аналогичную AeroShell, которая доставила на
Марс марсоходы Spirit и Opportunity.
По представлению Джоэла Левина миссия ARES будет выглядеть следующим
образом: самолет в AeroShell сбрасывается с орбиты и входит в атмосферу,
на высоте 32 км он отсоединяется, раскрываются крылья и включается
ракетный двигатель. Пролетая на высоте 1,6 км, ARES может охватывать
сотни километров, собирая визуальные данные и пробы воздуха. Запаса
топлива хватит примерно на двухчасовой полет, за это время самолет
сможет пролететь около 1500 км. После приземления аппарат может
превратиться в неподвижную научную станцию.
В настоящее время НАСА больше заинтересовано в длительных миссиях:
долгоживущих марсоходах и орбитальных зондах. Однако Джоэл Левин
небезосновательно считает, что только летательные аппараты смогут
изучить горы, кратеры и вулканы. Посадка спускаемых аппаратов в этих
регионах имеет мало шансов завершиться успехом, к тому же марсоход там
попросту не проедет. В то же время сегодня существуют отработанные
технологии систем автоматического пилотирования, в том числе и с
огибанием рельефа местности, что позволит изучить узкие и
непросматриваемые с орбиты марсианские каньоны с предельно малых высот.
источникhttp://rnd.cnews.ru/
|