Четвёртого июня 2010 года новая ракета-носитель, стартовавшая с
космодрома на мысе Канаверал в 22:45 по московскому времени, вывела на
околоземную орбиту прототип космического корабля. И пусть до его полёта
с экипажем пройдёт не один год, этот день можно считать началом
отсчёта новой эпохи – присутствия частных фирм в пилотируемой
космонавтике.Миллионер Элон Маск (Elon Musk), основатель компании SpaceX, как
когда-то и обещал, планомерно движется к цели — сокращению стоимости
доступа в космос. Его компания совместила в себе и конструкторское
бюро, проектирующее ракетные двигатели, сами ракеты и космические
аппараты, и завод по производству всего этого добра, и организацию,
осуществляющую запуск.
Метод "всё в одном флаконе" на удивление
работает, хотя по некоторым деталям и узлам, конечно, имеются
субподрядчики. А ведь полвека назад для достижения тех же целей (вывод
спутников, а потом и пилотируемых кораблей) США и СССР задействовали
всю государственную мощь и создавали целую индустрию.
Но вот,
пожалуйста, полюбуйтесь: прошлым летом лёгкая ракета от SpaceX — Falcon
1 — вывела на орбиту малайзийский спутник, а теперь ракета-носитель
Falcon 9 выполнила свой первый полёт.
Старт состоялся не без
шероховатостей. Сначала первая ступень заглушила двигатели сразу же
после зажигания. Ошибку устранили и через некоторое время вновь
запустили обратный отсчёт. Зато потом всё прошло феноменально гладко. (К
примеру, ракета Falcon 1 впервые вышла на орбиту с четвёртой
попытки.)Ныне в вояж вокруг Земли отправился Dragon Qualification Unit —
нефункциональный прототип космического корабля Dragon (мы о нём
рассказывали, когда данный аппарат только разрабатывался).
"Квалификационная единица" во многом близка к "боевому" образцу, но
лишена целого ряда систем, ведь её цель состоит лишь в испытании
ракеты-носителя.
Как мы ранее говорили, NASA возлагает большие
надежды на Dragon в плане доставки грузов на МКС. Потому следующие
полёты пары Falcon 9/Dragon (возможно, уже в конце 2010 года) должны
пройти в рамках контракта с агентством (рейсы по программе Commercial
Crew and Cargo/COTS). Тогда на вершине носителя установят уже настоящие
"Драконы".
После серии демонстрационных испытаний и сближений
с МКС эти машины приступят к транспортировке припасов на орбитальную
станцию.
Так что получается, первое время Dragon будет летать
только как беспилотный грузовик. Но конструкция корабля предусматривает
и пилотируемый вариант. И это самое удивительное во всей истории:
никогда ещё частная компания не поднимала экипажи на орбиту
(суборбитальные рейсы частников мы рассматриваем отдельно).
Сама
же Falcon 9 предназначена не только для работы в паре с родным
"Драконом". Это ракета, способная выводить на низкую орбиту
коммерческие спутники и корабли весом до 10,45 тонны. И цена такого
запуска заявлена вполне симпатичная — порядка $50 миллионов.
Грузовой
рейс "Дракона" на МКС обойдётся NASA, конечно, дороже: по $133,3
миллиона за каждый из 12 полётов уже заказанных на 2011-2015 годы. Но и
это, учитывая потенциал корабля, очень неплохо. Хотя в данных рейсах
грузовик заполнят далеко не полностью.
В перспективе компания
Элона намерена показать миру и более продвинутую версию "девятки" —
ракету Falcon 9 Heavy. Её грузоподъёмность при выводе на низкую орбиту
составляет уже 32 тонны, а на геопереходную — 19,5 тонны. По другим
сведениям – "только" 30 и 15.
Все эти величины существенно
больше, чем, к примеру, у отечественного "Протона". Между тем
ориентировочная стоимость запуска 9 Heavy составляет весьма "разумные"
$80-90 миллионов. Если Маск выполнит обещания, потесниться на рынке
придётся многим.