Одна из скрытых сил в распространении «пиратства» состоит в том, что в
цивилизованном обществе уважающий себя человек не будет платить за
продукт сумму, которую он считает чрезмерной и поэтому оскорбительной.
Да, цена может быть и унизительной, и обидной! Звучала божественная
музыка, из огромного окна было видно как проплывают кораблики по
амстердамскому каналу Singel. «Что это?» «Арво Пярт.Мне показалось странным, что добропорядочный человек, выросший в стране,
где капитализм существует уже более 300 лет, рассуждает как
студент-карбонарий. Через пару лет я беседовал с английским музыкальным
издателем, специализацией которого была авангардная и
экспериментальная музыка. Издатель сказал, что им в принципе выгодно
продавать диск за 5 фунтов, это окупает расходы на продюсирование и
изготовление дисков, а также может принести небольшой доход им и
музыканту. «Ну, так продавайте по пять! У вас же рынок, почему вы
продаете по 15 фунтов?» И тут он меня потряс: «Как только мы опустим
цену ниже общепринятой, мы попадем в блэк-лист крупных музыкальных
магазинов. И с этого момента нам придется торговать дисками на блошином
рынке или в продуктовом супермаркете!» И тогда я понял, что даже на
Западе, рынок — это не рынок, а жёсткая договоренность группы лиц.
Более
пятисот лет тому назад в Аденском заливе сомалийскими пиратами был
захвачен наш соотечественник купец Афанасий Никитин. Отпущен он был
только после уплаты обременительного выкупа. Почему сменяются культуры,
но некоторые ситуации столетиями остаются в непонятках? Не видим ли мы
сходную ситуацию с авторскими правами? Ведь это лишь семантический трюк
— называть обмен и копирование информации пиратством. Обидное название
не решает проблему.
Одна из скрытых сил в распространении
«пиратства» состоит в том, что в цивилизованном обществе уважающий себя
человек не будет платить за продукт сумму, которую он считает
чрезмерной и потому оскорбительной. Да, цена может быть и унизительной,
и обидной! В западной культуре есть понятие «справедливая цена».
Однажды основателя ИКЕА Ингвара Кампрада спросили, какова экономическая
формула успеха его предприятия? Он ответил: принцип «3 + 1 + 1», где 3
— это стоимость производства товара, выгодная производителю, 1 — это
то, что берет себе ИКЕА, и 1 — то, что компания отдаёт обществу в виде
налогов и социальных программ. На рынке всегда выигрывает щедрый,
поскольку вокруг жадного возникает вакуум.
И вдруг, перед моим
сознание возник странный парадокс — «информационный пират» абсолютно
морален с точки зрения многовековой европейской культуры, а вот
дистрибьюторы контента — воры и грешники!
Что такое «справедливая
цена» в случае рынка, где каждый, казалось бы, имеет право назвать ту
цену, которую сочтет нужной? В XIII веке итальянский религиозный
деятель св. Фома Аквинский учил, что тот, кто повышает цену на товар
из-за повышения спроса, хуже вора и разбойника. Он же говорил, что
торговля и получение прибыли могут считаться законными, когда человек
получает умеренные доходы для поддержания своей семьи или для помощи
нуждающимся. Это мораль, на которой взрастала европейская культура.
Цена должна быть справедливой, а не грабительской. Нарушение глубинных
моральных устоев общества создателями и продавцами контента приводит к
тому, что потребители начинают считать себя свободными от педантичного
соблюдения законов, и располагаются там, где правила общественного
взаимодействия запутаны. Цифровой мир — это Луна, земные законы там
действуют как-то странно.
Даже в режиме жесткого капитализма
нельзя игнорировать многовековые морально-этические традиции, которые
этим обществом движут. Если люди стоят трое суток в очереди за iPad,
который стоит 499 долларов, то почему бы производителю не сделать цену в
2000 и не сократить тем самым очередь, а потом плавно понизить? А
нельзя! Это была бы несправедливая цена.
Конечно, люди должны
понимать, что бесплатное разрушительно влияет и на общество, и
психику: человек не ценит вещь, за которую он не заплатил. Кислое
яблоко, купленное в магазине, съедается, тогда как сорванное с ветки
отправляется в канаву. Халява не делает человека благодарным, напротив,
превращает его в тупого и зажравшегося надкусывателя булочек. Барьер,
который реально сдерживает пиратство, находится внутри каждого из нас —
это наша психология и мораль. Революция — это кризис идеи
справедливости. И если кризис в обществе не разрешается, то каждый сам
определяет, что для него является справедливым.
В современной
экономике наценка рассматривается как плата за полезный сервис. Мы
видим, как государства регулируют и ограничивают социально важные цены.
И это всё та же концепция «справедливой цены».
Томас Джефферсон,
один из авторов современной патентной системы, сказал: «Тот, кто взял
мою идею, получил инструкцию, не принизил меня. Тот, кто зажег свою
свечу от моей, получил свет, не затмив меня». Тот, кто думает о своей
выгоде и постоянно поднимает цену, деградирует. Недорогие нетбуки стали
побочным продуктом проекта «100-долларовый компьютер», который
разрабатывался группой энтузиастов из MIT для развивающихся стран.
Справедливая цена экстрагируется из тысяч обстоятельств и контекстов,
умение её определить — важнейшее искусство в бизнесе. Справедливая цена
появляется там, где есть стремление сделать вещь удобнее и дешевле для
пользователя, не потеряв качества. Именно это движет эволюцию. Это
improvement magic, «магия улучшения»!
В следующей колонке — о
четвертой движущей силе пиратства, инстинкте делиться с ближним.