Недавнее заседание президентской комиссии по модернизации и
технологическому развитию экономики было посвящено телекоммуникациям и
информтехнологиям. Что и говорить, отрасль самая что ни на есть
инновационная. Вот только место, которое занимает отечественное ПО как
на внутреннем, так и на внешнем рынке, увы, пока не соответствует
амбициям технологически передовой державы. Есть ли шанс "догнать и
перегнать" Америку и войти в число мировых лидеров с помощью своих
IT-разработок? Есть ли шанс "догнать и перегнать" Америку и войти в число мировых
лидеров с помощью своих IT-разработок? Об этом на страницах "Итогов"
спорят Сергей Белоусов, глава компании Parallels
(мировой лидер систем автоматизации работы облачных структур), и Андрей
Свириденко, председатель правления группы компаний SPIRIT
(разработчик средств обработки аудио- и видеотрафика).
С одной
стороны
Сергей Белоусов: "Россия может порождать мировых лидеров
уровня Microsoft, Google, Apple".
Сергей, вы верите, что Россия сможет
войти в число мировых высокотехнологичных лидеров с помощью своих
IT-разработок?
- Я вижу много аргументов за.
Образованная страна - это, безусловно, одно из главных наследий
Советского Союза и гонки вооружений. Но приток свежеиспеченных
выпускников вузов не решает всех проблем. Чтобы заниматься разработками
новых технологий, требуется не только образование, но и опыт. Нужно
построить очень большую и эффективно работающую систему разработки
продуктов. А это подразумевает определенную культуру, которая существует
в немногих странах мира. По большому счету только несколько стран в
мире обладают подобным опытом: США, Германия, Япония и Россия.
- Почему же мы не видим победы
российских IT во всем мире?
- Есть почва для инноваций, но для того
чтобы на ней выросло что-то полезное, ее нужно обрабатывать - нужны
предприниматели и инвестиции. В России с этим пока большие проблемы. И
это неудивительно. Развитие по инновационному пути - это процесс. Его
нельзя заставить произойти мгновенно. Инновационное предпринимательство
началось у нас году в 91-м - еще и двух десятилетий не прошло. Но за это
время появилось большое количество компаний, которые достигли мирового
уровня: "Лаборатория Касперского", "Яндекс", Mail.ru, Parallels,
Acronis, ABBYY, 1С, ЦФТ и другие. Темпы появления таких компаний выше,
чем во многих других странах. Многие из них работают в сфере облачных
вычислений, то есть IT, потребляемых через Интернет, - это та сфера
инноваций, где можно достичь очень хороших результатов мирового уровня.
- Таких, которые станут ощутимыми
для всей экономики?
- Именно так, потому что они будут
стимулировать развитие малого бизнеса, позволяя получать недоступные
ранее IT уровня больших компаний за маленькие деньги. В целом это
огромная область с огромным потенциалом. Здесь нет экспортных законов,
экспортных налогов, не нужна сложная логистика и производства на
специальных заводах не нужно.
- Иными словами, инновационные
разработки ПО должны ориентироваться в первую очередь на внешний, а не
на внутренний рынок?
- Инновационная экономика, которая
направлена только внутрь, вообще вряд ли возможна. Инновации требуют
денег, в том числе на дальнейшее их улучшение. Поэтому для того, чтобы
на равных соревноваться с глобальным конкурентом, надо выходить на
мировой рынок.
- Все здорово, но с маленькой
оговоркой: сегмент ПО для Интернета уже успешно осваивают Microsoft,
Google и т. д. Не опаздываем ли?
- Весь смысл жизни IT-рынка - в смене
лидеров. Безусловные мировые IT-лидеры десятилетней давности - Sun,
Digital, Novell - вообще ушли со сцены. Зато за 10 лет возникли
Salesforce, Amazon, VMware, чей доход исчисляется миллиардами долларов.
Сегодня, завтра, послезавтра возникнут новые IT-лидеры. Ими могут стать
российские компании со своим ПО, которое разработано в России. У России
есть уникальная черта - это одна из немногих стран в мире, которые могут
не просто разрабатывать ПО, но порождать мировых лидеров уровня
Microsoft, Google, Apple.
- С чего же надо начинать, имея в
виду создание целой отрасли?
- Собственно, начинать-то ничего не
надо. Как венчурный партнер могу сказать, что у нас есть большое
количество стартапов, способных превысить по капитализации планку в
миллиард долларов. И при этом готовых конкурировать на мировом рынке,
потому что у всех есть собственная передовая технология и сильная
команда разработки. Области приложения разные: игры, речевые технологии,
машинный перевод, виртуальное присутствие, облачные вычисления.
- Почему они не очень заметны?
- Команд много, но они небольшие. По
мировым меркам и Parallels, и "Лаборатория Касперского" невелики. Просто
потому, что еще очень молоды. Зато по скорости роста они точно входят,
думаю, в первую десятку мира. "Прикручивают" к технологиям продвинутый
маркетинг, систему продаж и потихонечку растут, заполняют перспективные
ниши. На сегодняшний день мы имеем много точек роста, и это
замечательный процесс. Но процесс этот надо подталкивать. Чтобы
приблизиться к уровню США, нужна развитая инвестиционная экосистема,
которой у нас почти нет. Это в Америке повсюду бизнес-ангелы -
фактически это деньги семьи, родственников, на которые они и создают
свои стартапы в гаражах. У нас такого нет, а частный бизнес не может
всех их заменить и профинансировать все хорошие идеи. Придется
государству взять на себя роль пассивного миноритарного акционера
инновационных компаний на различных стадиях их развития.
- В разговорах о российском ПО
обычно говорят о налогах...
- Безусловно, то, что начинающие
разработчики облагаются большими налогами, не дает в краткосрочной
перспективе никакой экономической выгоды ни бизнесу, ни государству.
Потому что в стартапе мало сотрудников, и налоговые сборы с них
соответствующие.
Кстати, в Германии налоги очень большие,
а технологическое предпринимательство сильно развито. Просто между
инновационной активностью и налогами нет прямой связи. Все дело в
наличии сбалансированной инвестиционной экосистемы, куда входит и
подготовка кадров, и пиар технологичного предпринимательства. В США
образцы для подражания для школьников и студентов, продвигаемые в
газетах и журналах, - Стив Джобс, Билл Гейтс, Ларри Эллисон, а в России
подростки хотят стать олигархами, что для инновационной экономики не
очень полезно. Нужно, чтобы внутри страны был какой-то знак типа
"Разработано в России" - как символ высокотехнологичных достижений,
которыми начинающие и преуспевающие бизнесмены будут гордиться. Льготное
налогообложение - это лишь одна из мер, с помощью которых можно снизить
себестоимость разработки ПО. Более критична ситуация с рынком
интеллектуальной собственности.
- Что из этого самое важное?
- Я бы поставил на первое место наличие
людей. С идеями. Все это в мире давно известно: приглашение иностранных
школьников, студентов, упрощение миграции для профессоров и
специалистов. На втором месте - простота организации бизнеса для
стартапа, на третьем - венчурное финансирование. Чтобы это работало,
нужна разнообразная государственная поддержка, не обязательно прямое
финансирование. Знаете, как действует Стэнфордский университет,
находящийся в сердце Силиконовой долины? Выпускников мотивируют к
созданию коммерческих компаний, а не к работе на государство или в
университете. Профессоров стимулируют консультировать эти компании.
Получается, что работа в реальном бизнесе ускоряет академическую
карьеру. Упрощается передача технологий между наукой и бизнесом.
- Нужны ли специфические меры
помощи? Госпротекционизм, например, в виде госзаказа или иных методов
регулирования спроса?
- Внутренний спрос, конечно, полезен, но
гораздо важнее условия для развития предпринимательства. Деревья растут
даже на камнях, а у нас какая-никакая инновационная почва все же есть.
Ее-то и нужно улучшить. Если же этого не сделать, до мирового лидерства
добегут не все, а лишь самые выносливые.
С другой стороны
Андрей Свириденко: "Мы вынуждены
отвоевывать российский рынок, уже захваченный американскими софтверными
монополистами".
Андрей, может ли Россия стать мировым лидером
с помощью своих IT-разработок?
- Претендовать на позицию
номер один в области высоких технологий, к сожалению, малореалистично.
Хотя бы в пятерку войти. Да, в России есть сильные программисты, их
немало. Они сидят в основном в сервисных компаниях, работающих по
бизнес-модели офшорного программирования. На круг более двадцати тысяч
российских программистов работают на американские продуктовые компании.
Россия экспортирует сервисов на 2 миллиарда долларов, и вся созданная
интеллектуальная собственность по контракту передается американским
заказчикам их услуг. При этом Россия импортирует готовый американский
программный продукт, причем на ту же сумму - 2 миллиарда долларов в год.
-
Но у нас есть компании со своими IT-продуктами.
- Давайте
сразу договоримся, что тягаться с США как с первой IT-державой
бессмысленно. Там работают десятки тысяч софтверных компаний, и сотни
миллиардов долларов за последние 25 лет вложены в индустрию программных
продуктов. У нас же конкурентоспособных на мировом рынке разработчиков
собственных программных продуктов, которые владеют интеллектуальной
собственностью, очень мало. Сервисным компаниям жить гораздо проще - они
лишь исполняют поставленные клиентами задачи. А создание коммерческих
программных продуктов - очень тяжелый бизнес, которому государство
вообще не помогает. Потому и задействовано в нем существенно меньше сил,
чем в сервисном. Ведь компания должна сама себе сказать, какой продукт
создавать, и глубоко понимать рынок.
В России такого опыта
анализа и международного продуктового маркетинга очень мало. Почти все
известные продуктовые софтверные компании у нас созданы давно, и за
последние 10 лет почти не появилось новых команд мирового класса. Более
того, порог вхождения в этот бизнес стал выше, потому что страна
потеряла свое ценовое конкурентное преимущество в связи с существенным,
более чем в 5 раз, удорожанием рабочей силы программистов за последние
10 лет. Иными словами, на мировом IT-рынке перед нами - Великая
Китайская стена американских софтверных монополистов, и конкурировать с
ней фронтально мы не можем - для победы во фронтальном наступлении нужно
троекратное преимущество в силе, а сила - это мозги, деньги и опыт. А
можем только вести партизанскую войну: точечные вылазки и локальные бои.
-
Где затевать эти локальные бои?
- Рассчитывать на прорыв
можно в тех сферах, где у нас есть явное конкурентное преимущество, - их
в общем-то немного. Это те сегменты рынка, которые сейчас находятся в
критической точке развития, например область связи: на нее посягают
интернет-операторы мультимедийных услуг нового типа, такие как Skype,
Google, Microsoft.
- Раз такие направления известны, нужно
взять разработчиков, переселить в инногород и…
- Что "и..."?
Идея концентрации мозгов, опыта и денег в одном месте - это правильная
идея. Во всем мире инновации лежат поверх пластов хорошо функционирующей
инфраструктуры, потому и российские деньги пока уходят на строительство
базовой инфраструктуры. Но это не инновации, это real estate. В том же
Зеленограде вовсю идет строительство корпусов, закупается старое
зарубежное производство процессоров, а вот концентрации опыта, денег и
мозгов там не видно.
Надо предложить талантливым людям место, где
удобно и приятно работать и денег можно заработать. Для этого нужен
теплый финансовый климат - как в Калифорнии или в технопарке Sophia
Antipolis на юге Франции. Причем создавать такой климат нужно всем
инновационным и софтверным компаниям, а не только тем, кто поселится в
закрытых зонах - инногородах.
Сами по себе программисты, сколько
их ни концентрируй, и нового продукта не создадут (потому что не знают,
каким он должен быть), и не сделают его популярным (потому что продукт
надо агрессивно продавать). Концентрировать надо не столько
программистов, сколько опыт, воплощенный в продуктах, опыт продаж и
маркетинга. Но в России есть явный дефицит людей, которые понимают, как
продавать российские инновации на мировом рынке. Хорошие мозги в
отсутствие видения рынка - это то, что мы имеем сейчас. Это и производит
такое грустное впечатление.
- Может быть, тогда спрятать до
лучших времен амбиции мирового разработчика, а ориентироваться на
внутренний рынок?
- И туда, и туда надо ориентироваться.
Сейчас ведь очень значимый момент в развитии нашей страны. В 90-х годах
инновации в России никому не были нужны, потому что надо было строить
дома, магазины, кормить людей, и мы, российские инноваторы, вынуждены
были быть экспортерами своих программных продуктов. В то время как
родная страна закупала американский софт и компьютерное железо. А
теперь, когда дороги проложены, здания построены и Интернет проведен,
пора думать о том, чтобы крупные российские компании и государство
покупали российские же программные продукты. Главная помощь российским
инноваторам сегодня - это не строительство очередного технопарка или
зоны инноваций, а оплаченный спрос внутри России, ставка на то, чтобы
государственные и частные корпоративные клиенты активнее покупали
конкурентоспособные отечественные программные продукты.
- Как
это можно сделать на практике?
- Да, сегодня мы живем в
условиях, когда разработчики ПО вынуждены отвоевывать рынок в своей
собственной стране, уже захваченный американскими софтверными
монополистами. Как выйти из этой ситуации? Путь очевиден: чем больше
российские клиенты будут покупать российское ПО, тем будет лучше всем - и
разработчикам, и бизнесу, и государству, то есть экономике. Особых
проблем я не вижу, ведь научились же наши специалисты покупать
зарубежные продукты, интегрировать их друг с другом, создавая большие
сложные информационные системы! И здесь то же самое: задумываясь об
установке нового ПО, нужно в первую очередь рассматривать отечественные
предложения мирового уровня - они есть в разных нишах.
- Для
серьезных проектов информатизации нужно системное ПО. Вы считаете, что
нужно разрабатывать отечественную ОС Windows?
- Вовсе нет. Когда заходит речь о выборе ПО, нужно
думать не об отдельном автономном продукте, а о ПО, приспособленном к
последующей интеграции. Потому что думать надо в первую очередь о том,
какие задачи стоят перед компанией и как их лучше решить. Вот почему в
сфере информатизации так высока роль программных платформ - это ведь
ключевое звено, ось, на которой держатся всевозможные прикладные
системы. Это тот рынок, за который в конечном итоге насмерть бьются
производители. Может быть, ставить вопрос о немедленной разработке
российской платформы рановато: нет еще четкого понимания, что это за
зверь такой - не ОС Windows же повторять в самом деле! Надо идти вперед и
системно думать об отечественном ПО в IT-проектах. Конечно, даже в
самом лучшем случае вровень с американской Силиконовой долиной нашим
разработчикам не встать ни за год, ни за два - это процесс на 10-20 лет.
Но заниматься этим надо - и пристально. Конечно, если мы действительно
хотим, чтобы в инногородах и парках росли не только кактусы на
подоконниках, а расцветали инновации.
|