Главная » 2010»Май»27 » Как Google съела время офисных работников
15:07
Как Google съела время офисных работников
Игра в Pac-Man обошлась бизнесу в десятки миллионов долларов. В прошлую
пятницу Google решила отметить тридцатилетие легендарной видеоигры
Pac-Man, заменив на нее собственный логотип. В результате все посетители
сайта Google.com могли сыграть в Pac-Man на главной странице сервиса
вплоть до понедельника 24 мая. Акция для команды Google обычная:
логотип сервиса давно стал площадкой для творческих экспериментов.
Однако ее эффект превзошел все ожидания Как признаются в самой Google, акция стала нешуточным пожирателем
времени для многочисленных офисных работников по всему миру. Рабочая
пятница многими была потрачена на ностальгическую игру.
Эффект
timekiller-акции Google был незамедлительно подсчитан. В среднем
посетители поисковика ежедневно проводят на сайте 33,6 миллионов часов.
Однако в день празднования тридцатилетнего юбилея игры этот показатель
был превышен почти на 15%. Эти данные были получены в результате
исследования посещений сайта группой из 11 000 человек. Специалисты
блога RescueTime пошли еще дальше и рассчитали стоимость трудочасов,
затраченных пользователями. Взяв за основу среднюю тарифную ставку ($25 в
час), исследователи пришли к выводу, что пятничная игра обошлась
бизнесу в $120,5 млн.
Понятно, что все эти цифры очень условные,
и, возможно, масштаб ущерба меньше («$25 в час – хотел бы я столько
получать», – пишут в комментариях пользователи). И странно упрекать
Google в том, что она спровоцировала безответственное поведение и без
того расслабленного офисного мира. Ведь подобных способов убить время у
офисного работника сегодня, благодаря интернету, и так предостаточно.
Однако тут видно, сколь двоякую роль играют современные
интернет-сервисы.
Крис Андерсон, шеф-редактор Wired и автор
«Длинного хвоста», в одном из интервью говорит как раз об этом:
экономический и производственный эффект повсеместной «интернетизации»
при ближайшем рассмотрении оказывается не столь очевидным. Да, есть
масса исследований о том, как сеть помогает выполнять текущие
менеджерские задачи. Информацию искать быстрее, как и обмениваться ей.
Появились гигантские возможности для совместной работы. Множество задач,
которые еще 10 лет назад можно было решить только на месте, решаются
удаленно.
Специалисты Yahoo в свое время подсчитали, что за 10
лет с 1998 года потенциальная эффективность менеджеров среднего звена
благодаря постоянному рабочему доступу в интернет выросла в 3,5 раза. Но
тут ключевое слово – потенциальная. Интернет-сервисы совершили
революцию в современном тайм-менеджменте. Но, с другой стороны, уже
давно говорят об интернет-прокрастинации – склонности все откладывать и
откладывать важные дела, отвлекаясь на мелочи вроде постоянной проверки
электронной почты. И это, в первую очередь, касается крупных сетевых
сервисов. Небольшой специализированный сайт помогает решить задачу.
Большой многофункциональный портал эту задачу распыляет.
Логика,
структура, концепция мега-сервисов вроде Google построены на том, что
ты бессознательно приучаешься к многозадачности. И если выполнение одной
из этих задач действительно обусловлено текущей необходимостью, то
вторая и третья (при этом решаются они почти параллельно с первой) –
лишь результат распыленного внимания. Что-то похожее, кстати, происходит
и с новыми многофункциональными устройствами вроде iPad. Да, iPad можно
считать потенциальным спасителем книжной индустрии. Но его
многозадачность и функциональность ставит эту «великую миссию» под
сомнение. Невозможно по-настоящему погрузиться в книгу на экране, если с
той же страницы тебя манят социальные сервисы, игры и новое кино.
Андерсон
считает, что задача тайм-менеджмента в этих условиях – не запретить
себе пользоваться Google или другими сервисами, а научиться
развлекаться, отвлекаться и «прокрастинировать» максимально эффективно. И
сложно с ним не согласиться. С этой реальностью нужно смириться, не
ожидая от нее прорывов. Способность интернета пожирать рабочее время
«съест» и ту прибавку в эффективности, которую дают новые технологии.