3 июня 2010 года в Институте медико-биологических проблем РАН (ИМБП)
стартует уникальный научный проект «Марс-500». Шесть
испытателей-добровольцев проведут 520 дней в сымитированном полёте на
Марс и обратно. «Частный корреспондент» осмотрел «космический корабль» и
«прошёлся» по поверхности Красной планеты.Стать добровольцем можно было на конкурсной основе. $CUT$
Основные
критерии: возраст от 25 до 55 лет, здоровье и профессия врача или
инженера. Заявок на участие было подано множество, но в ходе отбора
осталось всего семь человек. Имя дублёра, который останется на Земле,
пока не разглашается.
1. Сухроб Камолов (37 лет, Россия), кардиохирург, кандидат медицинских
наук, работал в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени
Бакулева и участвовал в операциях на сердце в качестве первого
ассистента. В прошлом был военным хирургом, закончил военно-медицинскую
академию имени С.М. Кирова.
2. Михаил Синельников (37 лет,
Россия), сотрудник подмосковного Центра подготовки космонавтов имени
Ю.А. Гагарина, инженер-механик, закончил Калининградское высшее
военно-морское училище, специализация в Центре подготовки космонавтов —
имитации выходов космонавтов в открытый космос, тренировки в
гидробассейне.
3. Александр Смолеевский (32 года, Россия), бывший
сотрудник Института военной медицины, выпускник Военно-медицинской
академии им. С.К. Кирова, практикующий врач, в Институте военной
медицины занимался психофизиологическими исследованиями.
4.
Алексей Ситев (38 лет, Россия), сотрудник Центра подготовки
космонавтов, закончил Высшее военно-морское инженерное училище, по
профессии — инженер-кораблестроитель, в ЦПК участвовал в подготовке
экипажей МКС по внекорабельной деятельности в условиях моделируемой
невесомости в гидросреде.
5. Ванг Ю (27 лет, Китай), преподавал в
Китайском центре подготовки космонавтов, закончил медицинский
институт, состоит во второй предварительной группе отбора в китайские
космонавты.
6. Диего Урбина (27 лет, Италия), бакалавр в области
электронной техники, в Международном космическом университете в
Страсбурге (Франция) получил степень магистра по космическим
исследованиям.
7. Роман Шарль (31 год, Франция), закончил
Французский институт современной механики в Клермонт Феранд, инженер,
работал в ряде промышленных компаний в качестве технического менеджера.
Это уже третий этап эксперимента, от удачи которого будет
зависеть возможность реального полёта на Марс. Первый этап прошёл в
ноябре 2007 года и занял всего 14 дней. За это время прошла проверка
соответствия технических и эксплуатационных характеристик модулей,
составляющих «космический корабль».
После успешного завершения
первого этапа началась подготовка ко второму — 105 дней имитации
полёта. Он прошёл с 31 марта по 14 июля 2009 года, во время которого
изучались особенности физиологической и психологической адаптации
экипажа в длительном полёте.
Третий этап продлится 520 дней —
примерно столько в действительности пришлось бы лететь на Марс и
обратно. 250 дней уйдёт на «полёт» туда, потом команда разделится на
две тройки, одна останется на орбите, а вторая «спустится» на Марс, где
проведёт 30 дней, и 240 дней уйдёт на «обратный путь». Будет
исследоваться состояние здоровья экипажа, работоспособность. Кроме
того, за 520 дней станет ясно, насколько человечество психологически и
технически готово к межпланетному перелёту.
Кухня для русского человека — традиционное место для бесед. Вот и мы
присаживаемся к столу, чтобы поговорить о проекте, прежде чем продолжим
осмотр «корабля».
— Какая главная задача эксперимента? —
Проверка работоспособности людей во время имитации межпланетного
перелёта, проверка правильности медицинского и психологического
сопровождения. Эксперимент полностью моделирует ситуацию перелёта —
замкнутое пространство, задержка связи 20 минут в одну сторону и так
далее. Моделирует всё, кроме невесомости и влияния космической
радиации. Невесомость на Земле смоделировать сложно, возможны только
эффекты невесомости. А радиацией никто никого специально облучать не
будет.
Каждый день будет проводиться множество экспериментов, в
том числе медицинских. Взятие крови, ультразвук, электрокардиограмма.
—
Есть ли на «корабле» приборы, специально созданные для эксперимента? —
Доработаны скафандры. Ведь существующие скафандры разработаны для
выхода в космос, а не для прогулок по планете. Поэтому их специально
дорабатывали.
Есть новые многофункциональные тренажёры.
Уникальное подобранное питание. Ведь «полёт» длится полтора года, и
возможности допоставки питания не будет. Гарантированный срок хранения
должен быть не менее 520 дней. Это либо продукты глубокой заморозки,
либо сублимированное питание.
Также разработана уникальная
система складского учёта с помощью компании Motorola. Это ведь не
только питание, но и одежда, инструменты. Благодаря специальной
программе и приборам экипаж будет точно знать, где что находится и
сколько осталось. В итоге мы получим полную картину по каждому
«космонавту» за все из 520 дней.
— У экипажа будет
жёсткий режим питания? Или можно будет сегодня меньше поесть, а завтра
побольше? — Для каждого члена экипажа разрабатывался
рацион питания так, что в день они имели полный набор микроэлементов и
витаминов. Предусмотрено четырёхразовое питание — завтрак, обед, ужин и
перекус.
Кроме того, у них будет витаминная оранжерея. Они будут
выращивать лук, салаты, редис и т.д. Это также и психологическая
разгрузка — среди всего железного, пластикового, деревянного будет
что-то живое, за чем нужно ухаживать.
— Проход между
модулями, через который мы сюда вошли, должен быть открыт или закрыт? —
Двери между модулями, в отличие от всех внешних дверей, будут открыты.
Если проигрывается внештатная ситуация, допустим, повысилось
содержание микропримеси в воздухе, переборки закрываются и происходит
очистка воздуха. Каждый модуль герметичен и имеет свою систему
жизнеобеспечения.
— А какие ещё внештатные ситуации
входят в план «полёта»? — Заранее мы не можем сказать,
нужно, чтобы члены экипажа были не готовы к таким ситуациям.
Эксперимент моделирует реальный полёт, поэтому лучше всё предусмотреть.
Будет создан ряд внештатных ситуаций, чтобы понять, насколько отлажены
все действия, узнать реакцию команды и что ситуация может потянуть за
собой как в техническом, так в медицинском и психологическом плане.
—
Если возникнет ситуация, которую сложно разрешить, эксперимент может
быть прерван? — Члены команды — испытатели и добровольцы.
Да, они идут добровольно, но это работа. Тяжёлая и непростая работа. Но,
если возникшая ситуация будет представлять угрозу здоровья и жизни для
кого-нибудь, безусловно, этот член экипажа будет выведен из
эксперимента. Однако в составе экипажа будет врач, а может, и два,
которые постоянно будут следить за состоянием команды, а снаружи будет
работать группа психологов, которые будут вести психологическую картину.
Все вопросы будут решаться на этапе их возникновения, и до критической
точки не дойдёт.
— Есть ли скрытые камеры на «корабле»? —
Никаких скрытых камер. Все камеры висят открыто. Они есть везде, кроме
кают, санузла и душа. Основные две линии эксперимента — медицина и
психология. Поэтому нужно наблюдать, что происходит на «корабле». Но
люди быстро забывают про камеры. Это же не телевизионное шоу.
Предыдущие экипажи говорили, что обращали внимание на камеры первые два
дня, а потом забыли.
— Из чего состоит день на борту? —
У экипажа есть график работ на все 520 дней. Восемь часов на сон,
восемь для работы и восемь на отдых. В работу входит проведение
медицинских и психологических экспериментов, занятие спортом, взятие
различных проб. Отдых отведён на усмотрение экипажа, как они захотят
его проводить.
У ребят есть каюты, где они могут отдохнуть. Есть
кают-компания, где стоит телевизор, есть большая фильмотека и
аудиотека, которые собирались с учётом интересов и пожеланий
кандидатов. Также на «корабле» есть большая библиотека электронных
книг. Судя по опыту прошлых экспериментов, экипаж в основном проводит
свободное время вместе.
— А разве они не посменно будут
работать? — Нет, посменная работа будет только у дежурных,
которые следят за параметрами среды обитания и работой систем.
—
Будет ли информационная изоляция? Сможет ли экипаж общаться с родными?
Будут ли они вести блог? — Прямой связи с внешним миром не
будет. Только через Центр управления полётом. Экипаж будет получать
новости примерно два раза в неделю. Психологи будут составлять дайджест с
учётом интересов каждого: спорт, политика, культура. Есть определённые
дни, когда можно связаться с родными, но опять-таки через ЦУП. Можно
будет написать письмо, которое передадут. К тому же существует
психологическое сопровождение родных. Это отрепетировано ещё на реальных
полётах.
Блог планируется. Экипаж будет что-то писать,
передавать, и мы будем размещать. Возможно, будут отклики, на которые
они смогут ответить. Но это тоже всё будет через ЦУП и строго
регламентировано.
— В экипаж специально отбирали только
мужчин? — Нет, так получилось. Гендерный вопрос не был
принципиальным. Главным критерием были профессионализм и здоровье.
И
хотя разговор интересный, мы решили его временно прервать, чтобы
продолжить осмотр «корабля». В жилом модуле кроме кухни есть
кают-компания. Не очень большой плазменный телевизор, шкафы с ещё пока
пустыми полками, кресла. Стены украшены фотографиями известных
космонавтов. Павел объясняет, что это осталось от предыдущих экипажей, а
новый экипаж сам украсит стены, как ему захочется, в процессе
«полёта».
Из кают-компании есть проход в медицинский отсек. Но мы туда не идём,
так как чтобы в него попасть, нужно пройти-проползти по изогнутой трубе,
а там я уже точно не пролезу. Поэтому идём в другую сторону
осматривать каюты.
Шесть одинаковых, совсем крошечных кают, на
глаз чуть больше 3 кв. метров. Кровать со специальным ортопедическим
матрасом. Над кроватью полка. Маленький столик. Особо не разгуляешься. В
каюте я впервые подумала, что не смогла бы полтора года жить в таких
тесных условиях. Больше смотреть в жилом модуле нечего, и мы отправляемся на склад. Склад
— это три небольшие последовательно расположенные комнаты. В первой
находятся холодильные камеры, во второй коробки с едой, в третьей —
одежда и инструменты.
Два человека описывают каждый предмет и коробку, составляя базу.
Познакомились, разговорились.
— Сейчас загружена четверть склада —
820 различных наименований, — рассказывает Михаил Куркин, директор
фирмы «Кортес», отвечающей за склад «корабля».
— На прошлом
эксперименте такой системы учёта не было. Предстояло 105 дней «полёта»,
а экипаж уже в первый день начал путаться, где что лежит, —
поддерживает разговор его коллега Виктория Заболеева-Зотова, — а ведь
им некогда заниматься всем этим. Каждый день, каждый час расписан. Они
даже спят в датчиках.
Михаил показывает, как работает система.
Около двери наклеены штрих-коды, определяющие членов экипажа. Когда
кто-то приходит на склад, он подносит специальный терминал к своему
штрих-коду, и система «залогинивается» под именем «космонавта».
— Потом достаточно нажать кнопку «Взять», поднести к штрих-коду на
ячейке, потом на товаре, — объясняет Михаил, — терминал выдаёт, что это и
сколько такого наименования ещё осталось. Если это еда, то она
вычёркивается, если инструмент, то его нужно вернуть. В базе сохраняется
информация, кто конкретно и что взял. Всего два терминала. Когда они
прилетят на «Марс», один терминал заберут во взлётно-посадочный модуль,
где есть свой небольшой склад. Ведь трое из экипажа 30 дней проведут
там. — Это только так кажется, что всего много будет. Но если разделить на
полтора года, то нельзя сказать, что экипаж шикует, — чисто по-женски
замечает Виктория, — например, постельное бельё или полотенца — смена
постельного белья раз в десять дней.
Интересуюсь, есть ли
алкоголь. Оказывается, что есть. Две коробки порошкового красного и
белого вина. Один пакетик соответствует одному бокалу. Всё питание в
основном в пакетиках. Только по 40 привычных пакетов молока и сока на
первое время. Есть и йогурт — специальное немецкое детское питание, у
которого срок хранения до февраля 2011 года. Замечаю корицу и другие
приправы. Наверное, для вкуса, когда останутся уже только
сублимированные продукты.
— Марсианского песка у нас, конечно, нет, — заметил Павел моё лёгкое
разочарование. — Песок самый обыкновенный. Но вот небо, говорят, очень
похоже.
И вдруг погас свет. Маленькие огоньки, украшающие крышу,
ярко засветились, словно миллиард звёзд. Пусть ненастоящий, но всё-таки
Марс.
|