В сегодняшней новости о запуске совместного продукта Microsoft и
Nokia, ПО Communicator Mobile, наиболее примечательным мне
представляется обещание разработчиков добавить в следующие версии
продукта возможность делать голосовые звонки через интернет с
использованием IP-протокола. Надо сказать, что и нынешний функционал
«коммуникатора» исподволь задевает интересы мобильных операторов. Пользователь получает
возможность видеть онлайн-статус своих визави и в один клик выбирать
способ связаться с ними, – будь то телефонный звонок, SMS, электронное
письмо или IM-сообщение. И если телефонному звонку альтернативы пока
нет, и при необходимости пообщаться голосом абонент так или иначе
заплатит за разговор сотовой компании, то вот отправка IM-сообщения
через интернет, в отличие от SMS, не стоит практически ничего даже по
сравнительно дорогим тарифам мобильных операторов, не говоря уже об
использовании бесплатных хот-спотов. И при возможности наглядного и
мгновенного легкого выбора многие предпочтут сэкономить, лишив сотовую
компанию потенциального дохода. Но все это пока еще только цветочки.
После того, как в новых версиях Communicator Mobile появится
возможность VoIP-звонков, экономить станут куда больше, особенно – на
междугородних и международных переговорах. Подобные процессы вовсю идут в
традиционной стационарной телефонии. У ее операторов с каждым годом
откусывают все более крупные куски сразу с трех сторон. С одной стороны –
VoIP-провайдеры, предлагающие готовые массовые решения. С другой –
поставщики услуг виртуальных частных сетей, связывающих между собой
удаленные филиалы крупных компаний, а также системные интеграторы,
«заворачивающие» трафик офисных АТС в IP-протокол и отправляющие его
через Интернет. С третьей – многомиллионные армии конечных
пользователей, давно установивших на своих компьютерах Skype, SIP-клиент
или один из многочисленных месседжеров, имеющих функции голосовой
связи.
До недавнего времени сотовые компании были более
или менее от этой напасти защищены: сказывались и ограниченная
функциональность популярных моделей телефонов, и низкие скорости
мобильного интернет-соединения, и изрядная инертность сознания
абонентов. Однако на смену медлительному протоколу GPRS пришел более
скоростной 3G, а на подходе уже и стремительный LTE. Телефоны
«поумнели» и научились выполнять массу ранее не свойственных им
операций, а заодно и подключаться к интернету по WiFi в местах, где
есть такая возможность. Что же до изменения пользовательских привычек,
то оно тоже постепенно происходит, и тут совместное детище Microsoft и
Nokia, несомненно, сыграет свою роль.
Нельзя сказать,
чтобы эти процессы протекали гладко. Сопротивление началось еще тогда,
когда опасность IP-протокола почувствовали на себе традиционные
телефонные компании. Не без их лоббирования во многих странах был
установлен правовой режим, затрудняющий предоставление VoIP-услуг. В
частности, в России в отдельный лицензируемый вид деятельности были
выделены «услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой
информации» – с довольно жесткими лицензионными условиями.
Организаторами же, например, импровизированных переговорных пунктов,
представлявших собой пару компьютеров со «скайпом», радостно стал
заниматься ОБЭП.
Однако административные ограничения
позволяют чего-то добиться на верхнем, операторском уровне. Запретить
миллионам пользователей установить на своих компьютерах тот же Skype –
вряд ли реальная задача. Поэтому когда поветрие затронуло
многочисленные смартфоны и коммуникаторы, многие сотовые компании,
ощутив угрозу своим доходам, дошли даже до попыток технической
фильтрации VoIP-трафика.
Поэтому, выпуская совместно с
Microsoft программный продукт, одной из основных функций которого
станет облегчение голосовой связи через IP, Nokia явственно обозначила,
что в противостоянии пользователей с мобильными операторами она – на
стороне пользователей. На Западе большинство мобильных телефонов
реализуется через сотовые компании вместе с контрактами на подключение.
И конфликт с операторами, при неблагоприятном раскладе, вполне может
отразиться на продажах устройств, производимых финской компанией. То
есть, по всей видимости, речь идет о стратегическом решении, о выборе
маркетингового вектора на длительное время вперед.
Впрочем, «Нокии» к торговым войнам не привыкать, – вспомните хотя бы,
как ее продукцию бойкотировали в России лидеры мобильного ритейла,
салоны «Евросеть». Сама «Евросеть» с тех пор успела сменить хозяина и
получить новое руководство, а телефоны Nokia как были, так и остаются
популярными.
|