Культовая игрушка эпохи зари массовых компьютеров Pac-Man отмечает свое
30-летие. 21 мая 1979 года вышла первая версия этой разработки. За
незатейливым стилем игры, как оказалось, крылся большой успех. С точки
зрения популярности эта игра до сих пор является непревзойденной. На ее
базе появилась масса клонов, а по всему миру производители игрушек кто
по лицензии, кто - нет, начали выпускать бесчисленных "пакманов". Старожилы игрового рынка говорят, что её выпуск повлиял на различные
сферы культуры: по игре был снят сериал и выпущен музыкальный альбом
Pac-Man Fever, включавший треки с названиями популярных в те годы игр.
До выхода Pac-Man большинство американских игр были космическими
шутерами такими как Space Invaders или Defender. Pac-Man же оказался
совершенно новым стилем игры, не предполагающей насилия, потому игра
позиционировалась и для мальчиков, и для девочек. Главный герой
появляется более чем в 30 официально лицензированных играх и
продолжениях, а также в бесчисленных неофициальных клонах и подделках.
Игра была разработана в основном работником компании Namco Тору Иватани в
течение восемнадцати месяцев. В оригинале она называлась pakku-man
[пакку-ман]. Название это взялось из японского описательного выражения
«паку-паку табэру» (яп. パクパク食べる, поедать, откусывать, многократно широко
раскрывая рот и захлопывая его). Ватани попытался сделать игру
интересной для более широких слоёв населения, помимо обычных мальчиков и
подростков, и он добавил в игру элемент лабиринта. В результате игра
получила название Puck Man. Когда игра появилась в Японии в 1979, она
получила равнодушный отклик, поскольку игры вроде Space Invaders или
Defender были куда более популярны.
Однако в следующем году за игру взялась компания Midway из США. Игра
стала называться Pac-Man из-за того, что название Puck Man было слишком
близко к ругательству (англ. Fuck), и вандалы могли легко его поменять,
что загубило бы игру на корню. Однако в Европе можно найти как автоматы
Pac-Man, так и Puck Man.
Американская публика хорошо встретила игру, давшую альтернативу Space
Invaders, что выразилось в беспрецедентной популярности и доходе,
превзошедшем своего успешного предшественника. Даже Иватани был удивлён
продажами в США. Игра вскоре стала общемировым явлением в
видеоиндустрии, были выпущены многочисленные продолжения, стиль игры
часто копировался, но никто из клонов не мог превзойти оригинал.
Когда Midway выпустила Pac-Man в США, компания также изменила дизайн
игровых автоматов. Стиль Namco был дороже и менее подходил для
американского рынка. Puck Man был выкрашен в белый цвет, на нём были
разноцветные рисунки. Pac-Man был выкрашен в жёлтый цвет, рисунки были
простыми и запоминающимися.
В игре было необходимо пройти все 255 уровней. Максимальное количество
очков было зарегистрировано 3 июля 1999 в Голливуде: Билли Митчел набрал
3 333 360 очков. Для этого ему потребовалось 6 часов. Он собрал все
точки, все энерджайзеры, все фрукты, съел всех привидений на всех 255
уровнях.
Pac-Man (в обиходе его часто называют "колобком") — круглое жёлтое
существо, состоящее из рта и глаз. Задача игрока — собрать все белые
точки на уровне, избегая столкновений с привидениями. Уровень
заканчивается, когда съедены все точки. Привидения в начале уровня
находятся в центре экрана в небольшой комнате, откуда они выходят по
одному, а одно привидение начинает уровень вне комнаты.
Согласно начальной задумке, игра была бесконечной: после 256 уровня
герой попадал на первый уровень (но привидения продолжали вести себя как
на высоких уровнях). Однако, из-за ошибки переполнения 256-ой уровень
наполовину состоял из случайных символов и не мог быть пройден (так как
количество точек на экране было меньше необходимого для завершения).
После съедания всех точек персонаж оставался один на один в пустом
лабиринте с привидениями, выхода с уровня не было.