Российских интернет-ресурсов, позволяющих бесплатно просматривать
видеоконтент эфирных телеканалов, становится все больше. Так, на
минувшей неделе компания «ВебТВ», входящая в состав холдинга
WebMediaGroup, объявила об открытии портала Zoomby.ru. Стоит отметить,
что с начала 2010 года в России было запущено как минимум четыре
проекта, основанных на идее бесплатной для пользователей трансляции
видеопродукции в Интернете. Зарабатывать такие порталы планируют на
рекламе. Речь идет о стартапах КенгуруТВ, ivi.ru, TVzavr и, наконец, недавно
запущенном портале Zoomby.ru
Основной контент нового сайта —
развлекательные передачи, шоу, сериалы, фильмы и другие популярные
продукты телеканалов и кинокомпаний. К настоящему времени на портале
размещено 7 тысяч часов видео — сериалов, развлекательных программ,
фильмов и телешоу. Это контент, предоставленный эфирными российскими
телеканалами ТНТ, СТС, ТВ3, ДТВ, «Муз-ТВ», «Звезда», РЕН ТВ, «Россия
1», «Петербург–пятый канал», «Домашний», «Феникс-Фильм», «Стрим», а
также кинокомпаниями «Амедиа», «ЦентралПартнершип» и «Кино без границ».
Также «ВебТВ» ведет переговоры о предоставлении видеоконтента еще с 30
российскими и западными компаниями.
Для зрителей просмотр
видео на портале, как и на аналогичных ресурсах, будет бесплатным —
компания планирует зарабатывать на показе рекламных роликов во время
просмотра видео. «Рекламные ролики будут крутиться в основном перед и
после видео, чтобы не вызывать раздражение зрителя», — рассказал
генеральный директор «ВебТВ» Виктор Пинчук. К концу 2010 года Zoomby
рассчитывают привлечь до 100 тысяч уникальных пользователей в день.
«ВебТВ»
сообщила также, что к настоящему времени в новый проект вложено 3 млн
долларов. Всего же компания рассчитывает потратить на развитие портала,
включая затраты на программно-аппаратную инфраструктуру проекта и его
продвижение в Интернете, порядка 10 млн долларов. Руководитель «ВебТВ»
почему-то поскромничал и предпочел не называть конкретных сроков
окупаемости Zoomby, но выразил надежду, что к концу 2011 года проект
выйдет на уровень операционной безубыточности. В то же время в
пресс-релизе компании сообщается, что срок самоокупаемости проекта
составит 4–5 лет.
Хотя подобных видеопорталов в мире существует
великое множество, для России это действительно новая тенденция. На
вопрос, почему так быстро, казалось бы, ни с чего, вдруг стали
возникать подобные стартапы, сами инициаторы проектов отвечают, что
сегодня на рынке уже сформировалась потребность в таких услугах. Кроме
того, современные сетевые технологии позволяют их предоставлять
широкому кругу пользователей. Площадки с видеоконтентом, в том числе с
профессиональным, существовали и раньше. Но только недавно у жителей
российских регионов появилась возможность использовать высокоскоротной
доступ в Интернет. Так, за прошлый год распространение широкополосного
доступа выросло, по разным оценкам, на 20–40%. По данным JP Morgan
(Nothing But Net Investment Guide 2009), к концу 2010 года 70%
домохозяйств в Москве и 24% в регионах будут иметь такой доступ, а к
концу 2012 года их количество возрастет до 81% и 31% соответственно.
С
другой стороны, инициативу по созданию ресурсов с легальным
видеоконтентом в хорошем качестве стали поддерживать правообладатели
контента, видимо, испугавшись засилья торрентов. Еще пару лет назад
конкуренция видеопиратов была не столь существенной. Далеко не все
пользователи могли позволить себе скачивать «тяжелые» видеофайлы или
даже просматривать их онлайн. В последнее же время стало совершенно
ясно, что финансовые потери правообладателей от нелегального
распространения их контента чересчур велики. Многие компании поняли, что
сегодня уже нельзя игнорировать Интернет и необходимо задействовать
его как площадку для зарабатывания денег. «Мы считаем, что любой сервис
в Интернете, который сейчас позволяет предоставлять лицензированную
легальную услугу, лишает пользователя необходимости идти к пиратам», —
отметил заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Медников на
пресс-конференции, посвященной запуску Zoomby.ru.
По данным
организации по борьбе с пиратством BayTSP, присутствие бесплатного
профессионального видеоконтента в Интернете значительно снижает уровень
нелегального использования фильмов и другой продукции. Это, в свою
очередь, открывает дополнительные возможности для монетизации такого
контента. Как отметил глава BBC Online Эрик Хаггерс (Erik Huggers, BBC
Digital Media) на лондонском Media Summit 2009, после появления проекта
Hulu.com, уровень пиратства в США уменьшился на 60%. (В настоящее
время Hulu.com является самым посещаемым видеопорталом в США.)
Еще
в 2006 году в одном из интервью генеральный директор «Первого канала»
Константин Эрнст признавал, что на рынке существует тенденция отказа
успешных людей и молодежи от телевидения. Они, «отказавшись от
телевидения, ищут нужную им информацию в Интернете, а для развлечения
смотрят фильмы на DVD». Эта тенденция, по мнению Эрнста, связана с тем,
что ведущие российские телеканалы «содержательно очень мало отличаются
друг от друга. Все основные каналы пытаются удерживать аудиторию за
счет кинопоказа».
К похожим выводам пришла и компания T-Systems в
отчете «Будущее телевидения: интернет-телевидение — новые шансы для
новых игроков». В документе говорится, что Интернет, телевидение,
стационарная и мобильная связь постепенно сливаются, а традиционные
медиа больше не могут отвечать ожиданиям потребителей.
Получается,
что сегодня у пользователей появились возможности интернет-просмотра
видеоконтента, а у его правообладателей — на этом зарабатывать. При
этом компании, которые решили совместить телевидение и Интернет,
получили финансовое обоснование для запуска таких проектов.
Если
обратиться к мировому опыту, то в США, например, порталы,
предоставляющие возможность просмотра видео, входят в десятку крупнейших
по посещаемости сайтов страны. По данным исследований компании
сomScore, видео в Интернете — один из самых быстро растущих сегментов
медиа-рынка в США. Все крупные медиа-холдинги уже имеют по несколько
серьезных интернет-проектов. При этом большинство телеканалов
предоставляет возможность просматривать полные версии своего контента на
собственных сайтах и сайтах-агрегаторах.
Российские
видеопорталы, которые пытаются заработать на легальном контенте
посредством трансляции рекламы внутри него, являются аналогами
упоминавшегося ранее портала Hulu.com. Его развитие стало, пожалуй,
наиболее показательной историей успеха подобных проектов: Hulu.com был
запущен в декабре 2007 года, а уже в 2008 году его выручка составила
более 70 млн долларов. К концу первого года коммерческой эксплуатации
доля Hulu.com в сегменте интернет-видео составила 2,4%. При этом 100%
контента Hulu.com может быть монетизируемо. В то время как на
Youtube.com, например, этот показатель составляет всего 4%. Сейчас, по
данным сайта Techcrunch.com, 60% посетителей приходят на Hulu.сom через
главную страницу портала, остальные 40% — через сайты партнеров. Доходы
Hulu.com делит на три части: 20% отдает правообладателям контента,
10% — сайтам партнеров и 70% оставляет себе.
Самый популярный
контент на Hulu.com — свежие сериалы и шоу, недавно вышедшие в эфире.
Кстати, в России впервые право на трансляцию программ спустя всего
четыре часа после эфира пока получил только Zoomby.ru, и этот фактор
его создатели считают одним из важнейших для успеха проекта.