Украина может лишиться возможности на сборку самого популярного
отечественного пассажирского самолета - Ан-148, пишет «Дело».
Как сообщает издание, по итогам визита президента России Дмитрия
Медведева в Киев 17-18 мая могут быть подписаны соглашения о создании
совместных предприятий в авиастроительной отрасли. Об этом на днях
заявил сам Медведев. При этом он уточнил, что речь идет в первую очередь о продолжении
совместной работы по таким проектам, как пассажирские суда Ан-140 и
Ан-148. «По одной из моделей сейчас рассматривается вопрос о начале ее
сборки на мощностях нашей Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК -
прим. ред.)», - пояснил глава России.
Сегодня российские компании активно осваивают самостоятельное
производство самого востребованного украинско-российского проекта
реактивного пассажирского самолета Ан-148, который у антоновцев получил
прозвище «Ласточка». А в начале апреля этого года глава ОАК Алексей
Федоров предложил проект распределения работ между Россией и Украиной,
по которому данную модель «Ана» планируется производить исключительно на
российских предприятиях. Украине же должна достаться сборка, по сути,
усовершенствованного варианта Ан-148 - пассажирского Ан-158.
Тем не менее, как утверждают участники рынка, этот вариант пока
только обсуждается сторонами и окончательное решение по нему не принято.
«Сегодня мы сотрудничаем с российскими партнерами на тех же условиях,
что и раньше. В частности Государственное предприятие (ГП) «Антонов»
по-прежнему производит крыло для Ан-148», - пояснили в пресс-службе ГП
«Антонов».
По мнению экспертов, теоретически каждая из стран может освоить
производство отдельной модели «Ана» самостоятельно. Однако с
практической точки зрения это не совсем логично. «Разделение
производства, при котором Россия будет собирать Ан-148, а Украина -
Ан-158, нельзя назвать целесообразным. Ан-148 - это уже серийный
самолет, сборку которого освоили обе страны. А вот Ан-158 только
проходит испытания. И его серийное производство начнется не ранее 2011
года», - поясняет директор Центра экономического и политического анализа
Александр Кава.
По мнению эксперта, единственное, что может преследовать в такой
ситуации ГП «Антонов», это стремление снять с себя обязательства по
производству комплектующих именно для 148-й модели. «Насколько мне
известно, у «Антонова» были проблемы с поставками комплектующих для
Ан-148. И шестой серийный самолет этой модели, который проходит сборку в
России, укомплектован частями фюзеляжа не киевского, а воронежского
производства, тогда как для первых пяти Ан-148 российского производства
из Украины были поставлены носовая и центральная части фюзеляжа», -
отмечает Кава.
Подтверждают слова аналитика и российские авиастроители. «Шестой по
счету Ан-148 оснащен фюзеляжем полностью воронежского производства», -
говорит Виталий Збруев, генеральный директор Воронежского акционерного
самолетостроительного общества (ВАСО). Также российские предприятия в
ближайшем будущем планируют освоить производство центральной части крыла
(сегодня крыло для Ан-148 полностью производит ГП «Антонов»).
В целом, по словам Александра Кавы, для Украины создание совместных
украинско-российских предприятий в первую очередь интересно с точки
зрения получения новых заказов. Для России же важен доступ к украинским
авиаконструкторам. Подтверждает эти слова и заявление министра
промышленной политики Дмитрия Колесникова, которое он сделал в конце
апреля. В частности он отметил, что Украина обладает технологиями
производства модернизированных самолетов «Руслан» - Ан-124-100 и
Ан-124-200, но не имеет мощностей для их строительства.
Как сообщалось, президенты Украины и Российской Федерации (РФ) Виктор
Янукович и Дмитрий Медведев в ходе совместной пресс-конференции в Киеве
заявили, что в ближайшее время Украина и Россия расширят сотрудничество
в авиастроении.
|